WTO (ВТО) была учреждена в 2001 г. в Сингапуре, в ходе международной конференции, посвящённой проблемам туалетов и санитарии. Туалет это не только отхожее место, куда люди ходят, чтобы справить "малую" и "большую" нужду. Туалетная комната — место, где человек себя приводит в порядок - отправляет естественные надобности, моется, одевается или поправляет одежду, наводит макияж. Модный туалет — не туалетная комната с модным оборудованием, а — модная одежда. Туалетный столик — столик для туалетных принадлежностей. Понятие слова туалет слишком сузилось в последнее время. Туалетом мы сейчас называем не одежду, а отхожее место. Поэтому, о туалете невозможно заговорить свободно. Нужно подбирать время и обстановку. Люди вообще мало об этом говорят. Как не говорят о взрослом туалете, так игнорируют и вопросы детского туалета.
Родители мечтают. чтобы их чадо побыстрее научилось самостоятельно пользоваться туалетом. Как этот уровень развития ребёнком достигается, большинство взрослых перестаёт думать об этой теме. А зря.
Я хочу на примере типичного городского садика в мегаполисе рассказать о детских туалетных проблемах. Начну этот разговор накануне особого дня в календаре — Всемирного дня туалета, который отмечается 19 ноября. Именно в этот день в Сингапуре учреждена ВТО (не путать со Всемирной торговой организацией). Решение об учреждении организации было принято в Японии в 1998 г., на международной конференции, посвящённой проблемам туалетов. Заметьте, откуда "идёт волна". С востока. Не зря же один киногерой всё время повторял: "Восток — дело тонкое." Сингапур для проведения встречи был выбран не случайно, так как город известен безукоризненной чистотой отхожих мест.
Не смотря на то, что Российское туалетное объединение является членом ВТО с 2001 г., Россия не может гордиться большими достижениями в этой сфере. Оставим пока проблему всех общественных и индивидуальных туалетов. Поговорим о самом важном. О здоровье детей.
В России один из родителей может находиться в отпуске по уходу за ребёнком до достижения ребёнком трёхлетнего возраста. Это важная социальная мера. До трёх лет ребёнок многому успевает научиться. В том числе и пользованию туалетом. До трёх лет российские дети в яслях отправляют естественные надобности в горшок. А перейдя из ясельной группы в более старшую, меняют горшок на унитаз.
Мне не раз приходилось слышать о том, что в других цивилизованных странах детей воспитывают не в такой спартанской манере. Там дети пользуются подгузниками чуть ли не до школьного возраста. А перед поступлением в школу детей обучают пользоваться туалетом самостоятельно, по-взрослому. Для этого есть специальные преподаватели и платные курсы, рассчитанные на разный срок. Не думаю, что в этом плане нам стоит брать пример с Запада.
Я бы гордился нашими смышлёными, самостоятельными детьми, которые быстрее адаптируются к внешним условиям, если бы эти условия были не так агрессивны. Если бы детям не пришлось терпеть столько тягот и лишений. То, что туалетные комнаты в городских садиках оборудованы унитазами — неоспоримое достижение цивилизации. Но вопрос состоит в том, как оборудованы.
Я приведу пример типичного городского ДОУ, построенного лет 30 назад, спроектированного по советским стандартам. Помещение для пребывания группы детей в ДОУ разделено на зоны: раздевалка, туалетная, игровая (универсальная), спальня. Игровая зона часто служит и местом для проведения учебных занятий, и для приёма пищи.
Туалетная зона, в свою очередь, делится ещё на несколько отсеков: сортир (то, что мы собственно и называем сокращённо словом "туалет"), мойка для ног, умывальники. Сортир — (от франц. sortir - выходить) отхожее место, уборная. На западе всю санитарную зону называют restroom (комната для восстановления), bathroom (умывальная комната), а собственно туалет — toilet или closet (water closet, WC). Многие, наверное видели таблички с международным обозначением туалетов, надписью "WC".
Я не случайно привожу здесь иностранные термины. Когда я начал искать в интернете лучшие образцы устройства детских туалетных комнат, то столкнулся с проблемой. В российском сегменте интернета такой информации нет. Будто нет и проблем. Если на словах проблемы детского туалета ещё обсуждают в форумах. То взять фотокамеру и выложить снимок уборной в интернет никто не отважился.
Но сколько страниц форумов посвящённых медицинской и детской тематике забито вопросами об энурезе (недержание мочи) и энкопрезе (недержание кала)! Сколько страниц посвящено обсуждению психологических проблем у детей посещающих детские сады и ясли! И находятся причины: "плохо кормят", "невнимательный воспитатель", "дурацкий распорядок дня" и пр. Я закавычил эти причины потому, что часто используются эти дежурные клише для объяснения всего, в чём не хочется дотошно разбираться. Ещё раз повторю, что тему детского туалета обсуждают иногда и лишь вскользь. Но почему?
Не бойтесь! Обсуждение туалетной темы не пачкается и не пахнет дурно. Это нормальная тема, естественная — не плод извращённого воображения. Когда мы все это поймём, то сможем сделать пребывание детей как в садике, так и в остальном мире, более комфортным.
Вернёмся к нашему садику советского образца. Уборная представляет из себя небольшое помещение, около 4 кв м. Примерно треть этого пространства занимает пьедестал — возвышенная площадка со ступеньками. На свободной площади сортира расположен шкаф с санитарным инвентарём (мыло, щётки, совочки, дезинфицирующие средства, спецодежда и т.п.)
Почему пьедестал?
Потому, что такую зону удобнее обслуживать. Нет выступающих частей и труднодоступных мест. Это большое удобство, в первую очередь, для обслуживающего персонала. Удобна ли такая компоновка уборной для посетителей. Давайте разберём всё по деталям.
В тёплых благоустроенных российских квартирах туалеты оборудованы унитазами. На верхней кромке чаши унитаза обычно присутствует накладка (стульчак, кольцо, сидение). Раньше его делали из фанеры или спрессованных деревянных опилок. Позже стали делать стульчак из пластика. Суть проста. В индивидуальном туалете посетитель садится непосредственно своим седалищем на стульчак. Некоторые настолько комфортно себя чувствуют, что, сидя в туалете, умудряются слушать радио, разговаривать по телефону, читать литературу и т.д.
В общественных местах следить за санитарным состоянием унитаза сложнее. Посетители общественных туалетов брезгуют приседать на стульчак, т.к. сомневаются в его чистоте. Поэтому в общественных туалетах закрепилась традиция отправлять естественные надобности в "позе орла" (на корточках, в полуприсяде). Но стоять ногами на узкой верхней кромке унитаза не совсем удобно, хотя есть примеры, в которых беременные именно так вынуждены пользоваться туалетом в роддоме. Поэтому вровень с верхней кромкой унитаза выстраиваются площадки для ступней. Где-то эти площадочки состоят из стопочек кирпичей, а где-то превращаются в массивный пьедестал, в котором унитаз оказывается замурован. Для удобства перед пьедесталом устраиваются ступеньки.
Но если унитаз оказывается замурованным, то зачем его вообще использовать? Правильная мысль. Ведь не совсем удобно сидеть на корточках широко расставив ноги. Унитаз делался широким для того, чтобы на его кромке можно было удобно сидеть, а не стоять. Для хождения в туалет "стоя" придумана Чаша "Генуя". Эта чаша имеет специальные площадочки для ступней. А расстояние между этими площадочками равняется уже не 30-40 см, а всего 15-20 см, что гораздо удобнее для сидения на корточках.
Правда, чаша "Генуя" дороже фаянсового унитаза. Вот некоторые попечители общественных заведений и экономят, замуровывая в пьедесталы туалетов широкие унитазы, а не более эргономичные чаши "Генуя".
И всё бы ничего. Но взрослые экономят не только на собственном удобстве, но и на здоровье детей. Если взрослый присядет расставив ноги на 10-20 сантиметров шире — не беда. Но ребёнок 3-4 лет по росту меньше взрослого человека наполовину. Вот и подумайте, каким испытанием для ребёнка является посещение такого туалета. Что испытывает ребёнок, представить несложно. Просто расставьте ноги на ширину 50 см, спустите штаны до колен и присядьте на корточки не сдвигая ступни. Посидите так! Захочется ли вам в таком положении расслабиться, почитать книжку, послушать музыку? Я думаю, что некоторые взрослые даже не смогут выполнить этот трюк. А как же должны это сделать маленькие дети? Они и не делают. Вернее, "делают в штаны".
Я, вас не прошу становиться членом Всемирной туалетной организации. Пусть она решает проблемы в мировом масштабе. Я призываю вас обратить внимание на проблемы ваших близких. Приглядитесь внимательно к заботам своих детей! Ведь, любовь — это не только добрые слова и покупка игрушек. Прежде всего, любовь — забота о благополучии. Придите в садиковский туалет и проверьте его благополучие! Посмотрите, как и что вы сможете улучшить в его устройстве. Только не вспоминайте про документ под названием "СанПиН" (санитарные нормы и правила). Даже самая последняя редакция этого документа не даёт точных рекомендаций по устройству детского сортира. В СанПиН 2.4.1.2660-10 говорится:
6.18.3. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы устанавливают в закрывающихся кабинах без запоров. Размер кабины для детского унитаза должен быть 1,0 х 0,75 м, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.
6.18.4. При проектировании и реконструкции дошкольных организаций в старших и подготовительных группах следует предусмотреть раздельные туалетные комнаты для мальчиков и девочек.
Как должен использоваться детский унитаз, в документе тоже сказано
6.22. Унитазы оборудуются детскими сиденьями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами.
Но вернёмся к типовому советскому садику, в котором группа переполнена. В место 20 воспитанников в списке группы их 30! В в сортире только два унитаза. Тридцать малышей должны перед прогулкой или дневным сном сходить в туалет. Кто будет стоять рядом с каждым ребёнком в кабинке и после каждого производить обработку моющими и дезинфицирующими средствами?
Даже в более благополучном детском саду не стали искушать судьбу. Хотя там и используются детские унитазы, но на них никто не садится. Возле них устроены приступочки для сидения на корточках. Конечно 25 см ширины детского унитаза меньше, чем 35 см взрослого, но всё ещё шире, чем 15-20 см чаши "Генуя". Но если унитазы не оборудуются детскими сиденьями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами, то зачем они вообще нужны в детском туалете?
В Омске ведётся борьба с дефицитом мест в детских садах. И ещё несколько лет эта борьба продолжится. Значит группы будут переполнены, а санитарные нормы останутся лишь добрыми пожеланиями. Роспотребнадзор не разгонит детей из тесных садиков по домам. Иначе бы многим работягам пришлось покинуть рабочие места, чтобы сидеть дома с детьми. Вот и перекантовываются кое-как дети в переполненных группах. Но можно же помочь нашим чадам и в этих непростых условиях. И кажется, всё, что может помочь в обустройстве детского туалета, я расписал в этой статье. Если о чём-то забыл, вы можете подсказать. Предлагайте, критикуйте, внедряйте! Но не оставайтесь в стороне от проблем детей. Иначе ваши слова о любви к детям останутся пустым звуком, а по сути, лицемерием, ложью.
Дополнительные иллюстрации можно увидеть в фотоальбоме "Бытовая организация"
Обсудить материал можно на форуме Омскмама в разделе "Детский туалет" или в блоге автора
Другие материалы по теме гигиены: Сколько весит школьный портфель?, Зараза была в зразе, Оплошали, надеясь на чудо, Омские муниципальные детские сады переполнены