Когда весь мир сходит с ума от суперсовременных эффектов, в Омске находится место для классики жанра. У кинозрителя широкий выбор. Можно пойти на самый кассовый голливудский фильм с трёхмерным изображением и объёмным звуком или окунуться в атмосферу вековой давности, наблюдая на экране чёрно-белые всполохи старой немой ленты под аккомпанемент тапёра.
И всё это происходит в одном месте и почти в одно время. Сегодня в киноцентре "Галактика" вы можете посмотреть "Аватар" режиссёра Джеймса Кэмерона, а 22 февраля фильм Эрнста Любича "Не хочу быть мужчиной".
В афише расписан сюжет Аватара, бюджет и умопомрачительная длительность сеанса - 2 часа 46 минут. Но всё это - неживое, электронное. Это можно купить в магазине и на диске принести домой, прокручивать десятки раз и делая паузы и повторяя любимые сцены.
А немой фильм Любича в кинотеатре сопровождает живой звук фортепиано. Это не выравненное по уровню и не нормированное по другим параметрам звучание законсервированное в студии. Тапёр будет жить вместе со зрителями, настраиваться на их дыхание и ту картинку, которую в данный момент оживляет на экране кинопроектор.
Я ещё не был на таком сеансе, но что-то похожее смог ощутить на недавнем представлении в Концертном зале. Именно, представлении. Этот синтез искусств иначе трудно назвать. На сцене играл Омский академический симфонический оркестр, а на экране в это время оживали мультперсонажи Уолта Диснея. 14 февраля для детей в Концертном зале показали программу "В гостях у Уолта Диснея".
Из 120-минутной анимационной картины "Фантазия" были показаны две части продолжительностью минут по 15. Один фрагмент был озвучен сюитой из балета "Щелкунчик" Петра Чайковского. Вторая часть — Танец часов из оперы "Джоконда" Амилькаре Понкьелли. Как бы ни был качественно записан в 1940 году саундтрек и как бы виртуозно ни играли тогда музыканты, но что бы мы могли услышать сейчас, 70 лет спустя?
Живой звук не подвержен старению, не искажён несовершенством техники звукозаписи и воспроизведения постоянно устаревающих форматов. И хотя в мультфильме была впервые применена система стереозвука Dolby Stereo, а в подготовке комплекса обработки звука использовался аудиоосциллятор HP200A, но может ли это сравниться со звуком волшебной челесты, которая играет в нескольких метрах от вас прямо на сцене?
Не зря когда-то погружённый в романтические размышления об ушедшей эпохе Александр Розенбаум напевал:
Сядем у тапера за спиной.
Посмотрите, люди, на его руки.
Hу, давай, сыграй, мой золотой.
Ты что ж такой совсем седой?
Достаточно было вставить в песню эту картинку и сразу представляется эпоха "великого немого", как называли когда-то кинематограф. К сожалению, машина времени возит нас пока только в прошлое и обратно в настоящее. Но и эти экскурсы бывают восхитительны.
Итак, с 22 по 24 февраля киноцентр "Галактика" при поддержке Немецкого культурного центра им. Гёте организует программу "Немое кино. Живая музыка". Зрители смогут увидеть фильмы немецкого режиссера, актера, сценариста Эрнста Любича под музыкальное сопровождение омских музыкантов. Никакого 3D и стерео. Чистое искусство — кино и музыка.
Использованы материалы: lib.web-malina.com, wikipedia.org, omskcult.ru, universman.ya.ru