В 1980-х Зал органной музыки в Омске располагался в Никольском соборе

     Омский орган – инструмент чехословацкой фирмы "Ригер Клосс" – один из крупнейших инструментов Сибири, имеет 3700 труб, 64 регистра и 3 мануала.

     19 декабря 1983 года впервые в Омске зазвучал король музыкальных инструментов в здании Свято-Никольского казачьего собора. Размещение органа в казачьем соборе спасло памятник архитектуры от уничтожения и забвения, и здание не только не взорвали, но и провели его комплексную реконструкцию. Автор Омского органа - известная во всем мире чешская фирма "Ригер Клосс" - обозначила свое новое детище, как музыкальное сочинение "опус 504".

     В начале 90-х годов Казачьему собору было возвращено его первоначальное предназначение – в нем вновь стали проводиться богослужения. Орган, которому не место в православном храме, был отгорожен и задрапирован. Семь лет инструмент молчал. В эти годы за ним бережно ухаживал хранитель органа – Виктор Якшин.

Для нового помещения, где мог бы разместиться орган, рассматривалось несколько вариантов. В 1997 году было принято решение перенести орган в помещение кинотеатра "Художественный". Реконструкция кинотеатра началась по проекту главного архитектора города Альберта Каримова. Зал с балконом, колоннами, восстановленными лепными украшениями оказался для органа акустически лучше, чем Казачий собор.

     Демонтаж органа был осуществлен в феврале-апреле 1998 г. совместно со специалистами фирмы "Ригер-Клосс". Были демонтированы более 3000 труб, от 10 см до 6,5 м. Для перевозки труб были сделаны специальные упаковочные ящики, перевоз осуществлялся при участии ГАИ, чтобы не было деформаций труб, выполненных из специальных сплавов на основе цинка.

     В августе 1998 г. орган был смонтирован на новом месте, произведена его интонировка (предварительно был произведен акустический расчет - время реверберации 2,5 м сек.), для улучшения акустики в планшет стены было заложено около 6 тонн битого стекла.

     В августе 1998 года в новом зале состоялись два первых концерта органной музыки.

     Прибывшие в Омск специалисты фирмы "Ригер Клосс" дали высокую оценку состоянию органа после его переноса и монтажа в новом здании. Перенос его в другое помещение является уникальной акцией, не имеющей аналогов в мире. Органы всегда проектируется для конкретных помещений, где они, исходя из акустических требований, являются единым целым со зрительным залом, и омский орган был специально запроектирован для внутренних пропорций Никольского собора. Здание бывшего кинотеатра «Художественный» (до 30 года – "Паллас-кристалл") не ремонтировалось с 1916 года, и потому требовались капитальная реконструкция и восстановление.

     Второе рождение омского органа состоялось в дни празднования 286-й годовщины основания Омска, 30 июля 2002 года. По мнению специалистов, орган в новом зале звучит не хуже, а даже лучше прежнего. Лучшими акустическими условиями считаются такие, когда эхо органного звучания длится около трех секунд. Новый органный зал полностью отвечает этим акустическим требованиям.

     Во время модернизации органа в 2007 году специалистами фирмы "Ригер Клосс" на нем была установлена компьютерная система.

     Традиционно раз в два года омский Зал органной и камерной музыки собирает исполнителей из разных стран для участия в Международном Сибирском фестивале органной музыки.

 

Виктор Якшин - настройщик омского органа

Виктор Сергеевич Якшин (29.09.1933 – 01.12.2007 гг.)

     Все вехи истории омского органа связаны с именем Виктора Якшина. Великолепный музыкальный мастер, он был с органом с самого его рождения: предварительная стажировка в Москве в Зале Чайковского, в Киеве в Доме органной музыки, в Литве в мастерских органостроения, знакомство с устройством органа на заводах фирмы "Ригер-Клосс" в Чехии, участие в монтаже в здании Никольского собора, и как результат именной сертификат органного мастера, выданный специалистами «Ригер-Клосс». Виктор Якшин настраивал, следил за состоянием органа в годы, когда концерты с органом давали выдающиеся органисты СССР.

     Благодаря единственному в то время в Сибири органному мастеру Виктору Якшину оказалась возможной уникальная операция, отмеченная ЮНЕСКО, – реконструкция органа в новом здании. Сложнейший демонтаж, перенос труб и деталей, установка инструмента на новом месте – для всего этого необходимо глубокое знание устройства, ювелирная точность, самозабвенная любовь к музыке и королю инструментов. Несколько лет, пока в новом Органном комплексе Омской филармонии проводилась полномасштабная перестройка, Виктор Якшин день и ночь проводил со своим детищем, создавая необходимые для органа условия. Техническое обслуживание омского органа Виктор Якшин осуществлял до конца свой жизни.

Память о первом органном мастере Омска

     В 2010 году на омском органе была установлена памятная доска, прославляющая работу мастера на благо развития органного искусства в Омске. На доске начертано следующее: "с 1983 по 2007 год техническое обслуживание инструмента производил первый органный мастер г.Омска Якшин Виктор Сергеевич".

 

Настройщик музыкальных инструментов Сергей Якименко рассказывает о работе с омским органом.

     В Омск я приехал 7 лет назад по приглашению тогдашнего директора омской филармонии Василия Васильевича Евстратенко. Главным условием переезда было предоставление мастерской. К слову сказать, с органом я познакомился только в Омске. Высококвалифицированные и опытные мастера, много сделавшие для омского органа отец и сын Якшины в то время уже не работали в филармонии, и возникла проблема с обслуживанием органа. В Омск приезжал мастер из Чехии Йозеф Бигл, который дал мне азы настройки, интенировки и регулировки органа. На этот момент не было ни одного технического документа на орган, они появились позднее.

     Содержание и обслуживание органа - дело очень непростое и затратное. Самое сложное - настроить орган под один регистр, всего там 46 регистров. Запчасти изготавливаются только за границей и стоят недешево. В целом, мастер должен знать минимум 4 вида настроек. Необходимо также соблюдать 17 условий, без которых качественное звучание и сохранность органа невозможны: от определенного температурного режима до битого стекла в фундаменте, на котором стоит орган. Данных условий придерживался ныне покойный Виктор Якшин, на плечи которого в свое время легла большая нагрузка по переносу органа из Никольского Казачьего собора в кинотеатр "Художественный". Надо отметить, что наш зал для органа подходит идеально. Якшин учел все: даже стулья в зале были заменены по его настоятельной просьбе, так как снижали качество звука органа.

Лиры на перилах колокольни Никольского собора

     На правах фотографа, который запечатлел Виктора Якшина, хочу сказать пару слов. Мне посчастливилось побывать на многих концертах в Зале органной музыки, когда Зал ещё располагался в здании Никольского собора. В 1980-х я был студентом и мы ходили на концерты по абонементу. Тогда я и стал замечать возле органа мужчину в круглой войлочной шапочке. Он мне казался духом органа. На одном из концертов кто-то из опытных слушателей мне сказал: "О! Это важный человек. Смотритель органа. От него зависит чёткая работа всей этой махины." Я был любопытен и многое зарисовывал или фотографировал на память. Так в кадр попал и легендарный настройщик омского органа Виктор Якшин. К сожалению, фотография не очень чёткая, а других портретов Виктора Якшина найти не удалось.

Вход в Никольский собор

     Попутно хочу отметить ещё одну деталь. Может быть, размещение Зала органной музыки спасло здание православного собора от разрушения, но концертная площадка в здании храма была очень неудобная. Зрительный зал был маленький и кривой из-за специфики строения. А ещё ровно над этим местом пролетают самолёты, которые садятся в омском аэропорту или вылетают из него. Рёв самолётов частенько мешал слушать тихую музыку. Некоторые артисты даже прерывали выступления до тех пор, пока не пронесётся ревущий самолёт над крышей концертной площадки. Мешают ли сейчас самолёты богослужениям в храме не знаю. Но о том, что в храме был Зал органной музыки и сейчас напоминают некоторые детали декора - пилястры в виде лир на балконе колокольни и дверные ручки в виде лир.

 

Иллюстрации: На фотографиях 1989 года орган в здании Никольского собора. Концерт с участием певца (возможно, Виргилиус Норейка. Он в те годы приезжал в Омск). Редкая фотография Виктора Якшина, который смотрит в зрительный зал перед началом концерта. Элементы декоративной отделки Никольского собора, в котором раньше располагался Зал органной музыки.

При подготовке статьи использованы материалы с сайта Министерства культуры Российской Федерации, блога Vladanaпортала "Новый ковчег"

Омская органистка Оксана Кулешова

     19 декабря омскому органу исполняется 27 лет. Об этом спешит напомнить Омская филармония. В День рождения король инструментов предстанет перед публикой во всем своем величии – он подарит слушателям "музыку высших сфер".
      Этим вечером играть на органе будет артист Омской филармонии Оксана Кулешова. Омская органистка не только исполнит сольные органные импровизации, но и выступит в качестве концертмейстера двух певческих коллективов. Свое вокальное мастерство продемонстрируют хоровая группа Государственного детского ансамбля (хормейстер – заслуженный работник культуры РФ Раиса Костикова) и хоровой ансамбль "Artis" (художественный руководитель – доцент кафедры Хорового дирижирования ОмГУ Марина Кушпилева). В исполнении солистки и хоров прозвучат произведения Делиба, Баха, Гуно, Букстехуде, Мендельсона, а также органные композиции Брунса, Регера и других композиторов.
     В честь Дня рождения омского органа обладателей абонемента "Орган +" ожидают подарки от компании "Сладонеж". Также сладких призов удостоятся победители викторины, в которой смогут принять участие слушатели концерта.
     Главное, не забыть, что Омский орган приглашает на свои именины 19 декабря к 17.00. Место сбора — Зал органной и камерной музыки.

Премьера спектакля "Географ глобус пропил" в Пятом театре

     В Пятом театре премьера. Спектакль "Географ глобус пропил".
     Сначала мне показалось, что это комедия. Смешных моментов много. Но зрители смеялись не беспрерывно. Иногда в зале повисала зловещая тишина. Порою избыток чувств выплёскивался в аплодисменты. Аплодисменты не танцу или песне, которые тоже пелись-танцевались. Аплодисменты постановщику, который сделал из романа необычный спектакль. Спектакль, который начинается как плоские комиксы, а заканчивается как трёхмерное кино.
     Спектакль сложный. Дело даже не в его продолжительности. После первого действия я встал и пошёл к гардеробу, решив, что постановка весьма авангардна, а концовка довольно смелая, неожиданная. Видимо, меня сбило с толку телевидение со своим коротким форматом и вечными перерывами на рекламу. Давно я не смотрел чего-то эпического, долгоиграющего. Вот и воспринял первое действие как целый спектакль.
     Я вышел с номерком к гардеробу, а зрители гуляют по фойе будто и никуда не собираются. Ого, какие невозмутимые! Никто даже не толпится в очереди за пальто. Я заглянул в программку. Читаю: "ПРЕМЬЕРА! Алексей Иванов. ГЕОГРАФ ГЛОБУС ПРОПИЛ. Спектакль в 2-х действиях". Вот так приключения! Вот, что значит, не сам билеты покупал.
     Этот роман Алексея Иванова мне как-то не попадался и я его не читал. Вспомнил всё, что увидел в первом действии спектакля и стал мучиться догадками. А чего ещё там показывать-то. Всё же понятно. В лихие 90-е молодой человек переживает кризис среднего возраста. Всё бы у него было на нервах. Да он балагур, пересмешник, не оставляет последнего слова давящей его действительности. Огрызается с юморком. Всегда у него есть в запасе прибаутка. Если бы он жил шутя, легко и весело … Но от его шуток зрителям в зале не смешно. Зрителей смешит совсем другое.
     Как же живёт наш герой? Почему пропил глобус? Неужели этот шут так низко падёт к концу пьесы, что за бутылку косорыловки отдаст школьный инвентарь? Не может быть. Я влюбился в этого неудачника, переживаю за него, хочу посмотреть, чем дело кончится. Я хочу увидеть во втором действии финальную фигуру. Геометрия отношений с самого начала закрутилась подобно лототрону, выбрасывая комбинации любовников в виде пар, треугольников, четырёхугольников, пирамидок и прочих замысловатых загогулин.
     Автор словно отправил своих героев на ярмарку желаний. Вот вам свобода! Берите! Кто что может и кто кого хочет. В жизни может представиться случай для воплощения мечты. Но всегда ли ты воспользуешься случаем? Все ли характеры готовы к таким подставкам судьбы? Бей! Что ж ты медлишь? Такая удача! Ты железно закатишь шар в лузу. А не будешь дураком, то и два проскользнут.
А наш печальный рыцарь чего-то артачится. Но, ведь, дело верное, хэпиэнд. И зрители не так поздно разошлись бы по домам. Чего ещё там автор придумал! Я уже вжился в ситуацию, всё понял. Уже все герои стали знакомыми, родными. Разогрев стопроцентный. А он ещё поддаёт. Ему мало. Накаляет всё сильнее и сильнее.

Зрители актёрам аплодируют стоя

     Глупо, неосмотрительно поступил тот зритель, чью реплику я недавно прочёл под анонсом спектакля. Он пишет, что не досмотрел эту ерунду до конца и другим не советует. Эх, дядя … Нетерпеливые мальчики иногда остаются без сладкого. Это, как раз, про наш случай. Ведь рассказ про географа Служкина не набор гэгов и не порция сериальной жвачки. Здесь нужно сопереживать герою до боли в сердце. Нужно прожить с ним кусочек жизни.
     О технических сложностях постановки много говорить не буду. Кто не видел спектакля и не слышал отзывов, ни за что не догадается, как герои курят у настоящего костра на берегу Камы и дым улетает в зрительный зал. Это после всех запретов, которые последовали из-за страшного пожара в пермском клубе "Хромая лошадь"! Актёры Пятого театра не раз будут разводить костёр на сцене. И я такого трюка с огнём и дымом ни в одном спектакле, ни в одном театре не видел. Поющих, танцующих, курящих, напивающихся и раздевающихся актёров видел. А географа со школьниками у ночного костра увидел в первый раз.
     Кроме костра под дождём там ещё показали нечто особенное. Как мог я считать себя искушённым зрителем? Много разных постановок видел. Во всех театрах города побывал и помню разные сцены. Но этот спектакль меня удивил. Там такая штука … Как бы назвать? Похлеще костра будет. Да что я вам всё рассказывать буду! Устал я эпитеты подбирать. Идите и сами смотрите!
Увидите, какой сюрприз приготовил вам режиссёр Максим Кальсин.

 

Иллюстрация: Коллаж Бориса Сухорукова. Фотография финала спектакля "Географ глобус пропил" в Пятом театре.

Другие статьи по теме культуры: Это не тюзятина, Шрэк выдавил из меня слёзы, Сядем у тапёра за спиной, Пятый театр

 

Обсудить можно в форуме Омскмама в теме "Пятый театр"

Первые посетители сайта "Новости сказочных миров" увидели его таким

     Энтузиаст Сергей Гончаров создал сайт, на котором публикует новости сказочных миров (НСМ). На сайте сказка становится былью. Герои сказок живут настоящей жизнью, становятся ньюсмейкерами. Журналисты НСМ берут интервью у Айболита, пишут о том, как поживает Мэри Поппинс. Также здесь можно узнать, например, что делают смешарики в перерывах между съёмками.

     Автор сайта, Сергей Гончаров, говорит, что идея создания такого новостного портала к нему пришла давно, когда он работал в более скучных СМИ. По его признанию, 20 лет ему приходилось заниматься такими темами, как политическая аналитика, криминал и тому подобными вещами. Но пару месяцев назад он сосуществил давнишнюю мечту и запустил собственное СМИ, сказочное.

     В статье "О сайте" Сергей так описывает зарождение идеи проекта:

Идея пришла мне в голову ещё в середине 90-х годов. Однажды в книжке братьев Стругацких "Отель "У погибшего альпиниста" я прочитал очень любопытное изречение одного из героев. Привожу её дословно, потому как лучше и не скажешь: "Раз человеческий мозг  может  все  это вообразить, значит все это где-то существует, иначе зачем бы  мозгу  такая способность?"

     У Сергея нашлись и единомышленники, число которых постепенно растёт. Вот уже силами помощников создан и форум НСМ, на котором могут пообщаться поклонники сказочных героев.

     А если у кого есть новости из сказочных миров, не стесняйтесь, присылайте их Сергею Гончарову для публикации на сайте. Ведь всё когда-то бывает впервые. Как и сайт "Новости сказочных миров" начался с первой новости от Большого Уха: "Открыт мемориал Стойкого Оловянного Солдатика".

     Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. Каких молодцев взрастим, такие нас и будут окружать. Остаётся пожелать больше новостей из сказочных миров, хороших и разных.

 

Обсудить статью можно на форуме в разделе "Маленькие дети и компьютер"

Начальная заставка детского киножурнала "Попкорн"

     3 октября в культурном центре "Атриум-Кино" состоялся премьерный показ детского киножурнала "Попкорн". На большом экране было продемонстрировано 16 сюжетов общей продолжительностью больше часа. Таким образом был организован своеобразный отчёт о деятельности студии детского игрового кино "Твист".

     Старшим поколениям с детства хорошо известна продукция, например, Одесской студии детских и юношеских фильмов. Детское кино снималось на Белорусской киностудии и в Прибалтике. В СССР детское кино снимали по-взрослому. Снимали серьёзно и много. До сих пор это культурное наследие советской эпохи востребовано, хотя некоторые сюжетные линии выглядят архаично, имеют характерную идеологическую окраску.

     После распада СССР детские фильмы почти не снимались, если не считать юмористического киножурнала "Ералаш". Но один детский киножурнал в поле не воин. Так недолго и до борьбы с ветряными мельницами докатиться.

     Омичи нарушили столичную монополию на производство детских фильмов. Омская студия "Твист" снимает современное детское кино. Правда, пока это кино относится к категории короткометражных фильмов. Но, как говорится, лиха беда начало. На премьерном показе зрителям представлены лишь 16 из 25 короткометражных фильмов, созданных студией "Твист". Если бы эти фильмы были объединены общим сюжетом, то мог выйти достаточно большой фильм, составленный из нескольких новелл.

Презентация детского киножурнала "Попкорн"

     Перед показом киножурнала в холле "Атриум-кино" артисты всех подгрупп студии "Твист" показали небольшое представление. Зрители, пришедшие на премьеру смогли увидеть разницу между сценой и экраном. На сцене ребята работали без дублей. Каждая оплошность была на виду — запнулся, сделал неловкое движение, сделал что-то не вовремя, сказал мимо микрофона. Другое дело — кино. Вспомните песенку из мультика "Фильм. фильм, фильм"!

Фильм, фильм, фильм...
Профессий много, но
Прекрасней всех - кино.
Кто в этот мир попал -
Навеки счастлив стал.

Фильм, фильм, фильм... (4 раза)


И нам, конечно, лгут,

Что там тяжелый труд.

Кино - волшебный сон.

Ах, сладкий сон!

Фильм, фильм, фильм...

Фильм, фильм, фильм..

    Конечно, слова: "Лгут, что там тяжёлый труд," — шутка. Ведь только съёмочный процесс одного сюжета длиною в несколько минут занимает несколько часов. А ведь после съёмок идёт монтаж, обработка отдельных кадров, озвучка, сборка фрагментов в единую картину. Вот и получается, что студия работала несколько месяцев, а зрители всё посмотрели за один сеанс.

     А ещё за кадром остаётся большой пласт работы, который даже мельком не попадает в кадр. В студию принимают не избранных, вроде детей актёров и режиссёров, не победителей творческих конкурсов. Принимают всех желающих. Всех, кому это интересно и кто готов работать не только над созданием кино, но и над собой.

Брифинг со съёмочной группой киножурнала "Попкорн"

     После показа киножурнала в зал к зрителям вышли актёры и режиссёр. Состоялся небольшой брифинг. Зрители узнали, что для съёмки некоторых сюжетов съёмочная группа выезжала на курорт Боровое. Оказывается, что название "Попкорн" выбрано из семи десятков разных названий, которыми предлагалось назвать киножурнал.  В ответ на вопрос, кто после студии посвятит свою жизнь кино, все актёры дружно подняли руки. Вряд ли все юные артисты станут профессиональными киноактёрами. Может быть, их судьбы вообще больше не пересекутся с кино, но их характеры уже изменились. Кто-то стал собраннее, кто-то общительнее, кто-то нашёл замечательных друзей и открыл для себя вообще много нового, увидев кино по ту сторону экрана.

     А пока готовы два десятка короткометражных фильмов. Фильмов, в которых дети не приветствуют друг друга словом "хай" и не отвечают на вопрос о жизни словом "окей". Потому, что не Голливуд. Потому, что "Попкорн" — омское, сибирское, российское игровое кино для детей.

 

 

Другие статьи о кино: Студия игрового кино "Твист", Шрэк выдавил из меня слёзы, Даша Мельникова написала книгу, Сядем у тапёра за спиной

Обсудить статью можно в разделе "Студия игрового кино" на форуме "Омскмама"

Альбом фотографий студии детского игрового кино "Твист"