Омский орган – инструмент чехословацкой фирмы "Ригер Клосс" – один из крупнейших инструментов Сибири, имеет 3700 труб, 64 регистра и 3 мануала.
19 декабря 1983 года впервые в Омске зазвучал король музыкальных инструментов в здании Свято-Никольского казачьего собора. Размещение органа в казачьем соборе спасло памятник архитектуры от уничтожения и забвения, и здание не только не взорвали, но и провели его комплексную реконструкцию. Автор Омского органа - известная во всем мире чешская фирма "Ригер Клосс" - обозначила свое новое детище, как музыкальное сочинение "опус 504".
В начале 90-х годов Казачьему собору было возвращено его первоначальное предназначение – в нем вновь стали проводиться богослужения. Орган, которому не место в православном храме, был отгорожен и задрапирован. Семь лет инструмент молчал. В эти годы за ним бережно ухаживал хранитель органа – Виктор Якшин.
Для нового помещения, где мог бы разместиться орган, рассматривалось несколько вариантов. В 1997 году было принято решение перенести орган в помещение кинотеатра "Художественный". Реконструкция кинотеатра началась по проекту главного архитектора города Альберта Каримова. Зал с балконом, колоннами, восстановленными лепными украшениями оказался для органа акустически лучше, чем Казачий собор.
Демонтаж органа был осуществлен в феврале-апреле 1998 г. совместно со специалистами фирмы "Ригер-Клосс". Были демонтированы более 3000 труб, от 10 см до 6,5 м. Для перевозки труб были сделаны специальные упаковочные ящики, перевоз осуществлялся при участии ГАИ, чтобы не было деформаций труб, выполненных из специальных сплавов на основе цинка.
В августе 1998 г. орган был смонтирован на новом месте, произведена его интонировка (предварительно был произведен акустический расчет - время реверберации 2,5 м сек.), для улучшения акустики в планшет стены было заложено около 6 тонн битого стекла.
В августе 1998 года в новом зале состоялись два первых концерта органной музыки.
Прибывшие в Омск специалисты фирмы "Ригер Клосс" дали высокую оценку состоянию органа после его переноса и монтажа в новом здании. Перенос его в другое помещение является уникальной акцией, не имеющей аналогов в мире. Органы всегда проектируется для конкретных помещений, где они, исходя из акустических требований, являются единым целым со зрительным залом, и омский орган был специально запроектирован для внутренних пропорций Никольского собора. Здание бывшего кинотеатра «Художественный» (до 30 года – "Паллас-кристалл") не ремонтировалось с 1916 года, и потому требовались капитальная реконструкция и восстановление.
Второе рождение омского органа состоялось в дни празднования 286-й годовщины основания Омска, 30 июля 2002 года. По мнению специалистов, орган в новом зале звучит не хуже, а даже лучше прежнего. Лучшими акустическими условиями считаются такие, когда эхо органного звучания длится около трех секунд. Новый органный зал полностью отвечает этим акустическим требованиям.
Во время модернизации органа в 2007 году специалистами фирмы "Ригер Клосс" на нем была установлена компьютерная система.
Традиционно раз в два года омский Зал органной и камерной музыки собирает исполнителей из разных стран для участия в Международном Сибирском фестивале органной музыки.
Виктор Сергеевич Якшин (29.09.1933 – 01.12.2007 гг.)
Все вехи истории омского органа связаны с именем Виктора Якшина. Великолепный музыкальный мастер, он был с органом с самого его рождения: предварительная стажировка в Москве в Зале Чайковского, в Киеве в Доме органной музыки, в Литве в мастерских органостроения, знакомство с устройством органа на заводах фирмы "Ригер-Клосс" в Чехии, участие в монтаже в здании Никольского собора, и как результат именной сертификат органного мастера, выданный специалистами «Ригер-Клосс». Виктор Якшин настраивал, следил за состоянием органа в годы, когда концерты с органом давали выдающиеся органисты СССР.
Благодаря единственному в то время в Сибири органному мастеру Виктору Якшину оказалась возможной уникальная операция, отмеченная ЮНЕСКО, – реконструкция органа в новом здании. Сложнейший демонтаж, перенос труб и деталей, установка инструмента на новом месте – для всего этого необходимо глубокое знание устройства, ювелирная точность, самозабвенная любовь к музыке и королю инструментов. Несколько лет, пока в новом Органном комплексе Омской филармонии проводилась полномасштабная перестройка, Виктор Якшин день и ночь проводил со своим детищем, создавая необходимые для органа условия. Техническое обслуживание омского органа Виктор Якшин осуществлял до конца свой жизни.
В 2010 году на омском органе была установлена памятная доска, прославляющая работу мастера на благо развития органного искусства в Омске. На доске начертано следующее: "с 1983 по 2007 год техническое обслуживание инструмента производил первый органный мастер г.Омска Якшин Виктор Сергеевич".
Настройщик музыкальных инструментов Сергей Якименко рассказывает о работе с омским органом.
В Омск я приехал 7 лет назад по приглашению тогдашнего директора омской филармонии Василия Васильевича Евстратенко. Главным условием переезда было предоставление мастерской. К слову сказать, с органом я познакомился только в Омске. Высококвалифицированные и опытные мастера, много сделавшие для омского органа отец и сын Якшины в то время уже не работали в филармонии, и возникла проблема с обслуживанием органа. В Омск приезжал мастер из Чехии Йозеф Бигл, который дал мне азы настройки, интенировки и регулировки органа. На этот момент не было ни одного технического документа на орган, они появились позднее.
Содержание и обслуживание органа - дело очень непростое и затратное. Самое сложное - настроить орган под один регистр, всего там 46 регистров. Запчасти изготавливаются только за границей и стоят недешево. В целом, мастер должен знать минимум 4 вида настроек. Необходимо также соблюдать 17 условий, без которых качественное звучание и сохранность органа невозможны: от определенного температурного режима до битого стекла в фундаменте, на котором стоит орган. Данных условий придерживался ныне покойный Виктор Якшин, на плечи которого в свое время легла большая нагрузка по переносу органа из Никольского Казачьего собора в кинотеатр "Художественный". Надо отметить, что наш зал для органа подходит идеально. Якшин учел все: даже стулья в зале были заменены по его настоятельной просьбе, так как снижали качество звука органа.
На правах фотографа, который запечатлел Виктора Якшина, хочу сказать пару слов. Мне посчастливилось побывать на многих концертах в Зале органной музыки, когда Зал ещё располагался в здании Никольского собора. В 1980-х я был студентом и мы ходили на концерты по абонементу. Тогда я и стал замечать возле органа мужчину в круглой войлочной шапочке. Он мне казался духом органа. На одном из концертов кто-то из опытных слушателей мне сказал: "О! Это важный человек. Смотритель органа. От него зависит чёткая работа всей этой махины." Я был любопытен и многое зарисовывал или фотографировал на память. Так в кадр попал и легендарный настройщик омского органа Виктор Якшин. К сожалению, фотография не очень чёткая, а других портретов Виктора Якшина найти не удалось.
Попутно хочу отметить ещё одну деталь. Может быть, размещение Зала органной музыки спасло здание православного собора от разрушения, но концертная площадка в здании храма была очень неудобная. Зрительный зал был маленький и кривой из-за специфики строения. А ещё ровно над этим местом пролетают самолёты, которые садятся в омском аэропорту или вылетают из него. Рёв самолётов частенько мешал слушать тихую музыку. Некоторые артисты даже прерывали выступления до тех пор, пока не пронесётся ревущий самолёт над крышей концертной площадки. Мешают ли сейчас самолёты богослужениям в храме не знаю. Но о том, что в храме был Зал органной музыки и сейчас напоминают некоторые детали декора - пилястры в виде лир на балконе колокольни и дверные ручки в виде лир.
Иллюстрации: На фотографиях 1989 года орган в здании Никольского собора. Концерт с участием певца (возможно, Виргилиус Норейка. Он в те годы приезжал в Омск). Редкая фотография Виктора Якшина, который смотрит в зрительный зал перед началом концерта. Элементы декоративной отделки Никольского собора, в котором раньше располагался Зал органной музыки.
При подготовке статьи использованы материалы с сайта Министерства культуры Российской Федерации, блога Vladana, портала "Новый ковчег"